Спортцех — ядерные горные лыжи: в чем отличия от мирских

Знай, что на свете есть лыжи-монстры, будь с ними поосторожней!

«С якоря сниматься, по местам стоять. Эй, на румбе-румбе-румбе, так держать…»

Капитан подлодки частенько мурлычет себе под нос эту старую песенку из фильма «Человек амфибия». И тогда бывалый корабельный кот по кличке Шкот или Ш-кот ныкается куда-то в одному ему известное место: он чует, что сейчас начнется погружение. Сегодня – в мир по-настоящему ядреных и взрывных спортивных лыж.

А ты готов пуститься с нами в головокружительное приключение?

Горные лыжи спортцех Atomic

Горные лыжи спортцех Atomic

Определение

Начну с того, что все лыжи спортцех разрабатываются и выпускаются для соревнований и тренировок на спортивных трассах. Они рассчитаны на идеально ровные и максимально жесткие – подчас, просто ледяные, склоны. Этим лыжам не обязательно выживать в течении нескольких сезонов, поэтому канты у них могут быть тоньше, чем у обычных. Но об этом позже.

Существует четыре основные категории горных лыж спортцех, соответствующих спортивным дисциплинам:

  • Слалом (Slalom, SL)
  • Гигантский слалом (Giant Slalom, GS)
  • Супер-гигант (Super Giant, SG)
  • Скоростной спуск (Downhill, DH)

Двигаясь вниз по списку (от слалома к скоростному спуску), ворот и вешек на трассе становится все меньше и меньше, расстояние между ними растет, количество поворотов уменьшается, а скорость нарастает. В скоростном спуске ворот совсем нет, а скорость просто бешеная — 140 км/час и выше.

Все лыжи спортцех должны соответствовать требованиям FIS (Международная лыжная федерация) к геометрии и длине. Но это все какие-то очень далекие от нас, простых любителей, вещи.

 За границей такие лыжи называют race stock или race department, в России они получили название спортцех.

Отличия лыж спортцех от обычных

Принципиальные отличия спортцеха (дальше мы будем называть их лыжами FIS) от обычных лыж, которые мы приобретаем в магазинах, следующие:

Жесткость

Лыжи FIS для слалома-гиганта, супер-гиганта и скоростного спуска гораздо жестче подавляющего большинства обычных моделей. Объяснение простое: скорости, на которых спускаются спортсмены, гораздо выше, чем у «обычных любителей», а значит и нагрузки на лыжи выше (иногда, просто чудовищные), и работать лыжи должны в другом диапазоне скоростей.

Благодаря высокой жесткости на скручивание – торсионной жесткости, такие модели намного лучше держат не только на жестком снегу, но и практически на голом льду. Высокая торсионная жесткость характерна и для слаломных моделей, а вот продольная жесткость у них может и не быть очень высокой.

Горные лыжи спортцех: в чем отличие от обычных

Горные лыжи спортцех: в чем отличие от обычных

Геометрия

Опять-таки, у большинства моделей FIS геометрия такова, что кататься на них на обычных трассах крайне некомфортно, а иногда и опасно. Сравните сами: у популярных любительских моделей радиус поворота находится в диапазоне 12-16 метров, а у мужских моделей для гигантского слалома — GS – 35 метров, в два – три раза больше.

То есть, для поворота на таких лыжах может потребоваться в два – три раза больше места. У моделей для супер-гиганта (SG) и скоростного спуска (DH), радиус поворота еще больше.

Горные лыжи спортцех - не для новичков

Горные лыжи спортцех — не для новичков

Характер

Обратите внимание: пока мы все время говорили о лыжах GS, SG и DH. Дело в том, что по своей геометрии модели слаломных лыж – SL FIS, наиболее близки к лыжам, которые можно купить в магазине. Но по своему характеру они заметно отличаются, и дело не в том, что они жестче – их жесткость может быть близка к жесткости «магазинных» лыж.

Отличие в том, что слаломные лыжи FIS точнее, а характер гораздо строже. Они не прощают ошибок в технике, так что управлять ими и получать удовольствие от катания смогут те лыжники, которые не допускают ошибок при закантовке, загрузке носка или пятки лыж в разных фазах поворота и готовы к мощной отдаче при выходе из дуги и переходе в следующую.

Горные лыжи спортцех: счет идет на доли секунды

Горные лыжи спортцех: счет идет на доли секунды

Канты

Общее для всех моделей FIS, включая модели SL, отличие от обычных лыж – более тонкие канты. Несмотря на кажущуюся тонкость, канты оказывают заметное влияние на продольную жесткость и другие параметры лыж, и их делают тоньше именно для того, чтобы сделать лыжи более отзывчивыми, быстрее реагирующими на движения спортсмена.

Еще один момент: на спортивной траcсе нет камней или пыли, из-за которых канты быстрее тупятся. А канты наших лыж должны выдерживать и удары о камни, и не слишком заботливое обращение и многократную заточку.

Лыжи FIS после первоначальной обработки на фабрике точатся мастерами вручную.

Скользящая поверхность

Из других «явных» отличий можно отметить более «быструю» скользящую поверхность с повышенным содержанием графита, которая жестче обычной, но, к сожалению, менее пригодна для ремонта. Именно поэтому, а также для снижения стоимости лыж, такая «скользячка» редко применяется в более народных моделях.

Крепления

Отличаются и крепления и платформа, которые устанавливаются на лыжи FIS. Помимо того, что крепления рассчитаны на большие нагрузки и усилия срабатывания DIN (в случае DH – до 24 и даже 30!), в них есть специальные регулировки, обеспечивающие очень точную настройку креплений под конкретного спортсмена.

Они обеспечивают максимально жесткую связь ботинка с лыжей и, соответственно, мгновенную передачу усилий по управлению на канты. Эту же задачу решает и платформа, которая тоже должна вместе с креплениями и ботинком отвечать требованиям FIS к максимальной высоте, на которой находится ступня лыжника над склоном.

Конструкция

Конструкция лыж FIS, кстати, очень простая: в большинстве случаев это простейший сэндвич, при производстве которого можно максимально точно контролировать конечный результат. И не только контролировать, но и позволить спортсменам выбрать требующиеся лыжи при заказе.

Например, ряд компаний дополнительно маркирует свои лыжи при помощи написанных маркером цифр, указывая жесткость носка и пятки в неких условных «единицах».

Материалы

Материалы, использующиеся при производстве FIS-лыж, практически те же самые, что используются и при крупносерийном производстве. Но могут и чуть-чуть отличаться, а ведь именно эти отличия и влияют на конечный результат. Более или менее плотная древесина сердечника, другая структура одной и той же породы дерева, более точно выдержанная толщина листа титанала, более плотное плетение волокон карбона, другой клей – да мало ли нюансов!

Горные лыжи спортцех в ски-кроссе

Горные лыжи спортцех в ски-кроссе

Производство

Стоит ли говорить, что такие лыжи в основном производятся в отдельных мастерских – цехах (вот откуда пошло название «спортцех» или racing department). В них работают наиболее опытные мастера, причем в очень тесном сотрудничестве с лучшими спортсменами мира и постоянной обратной связью, которую специалисты на производстве получают от своих коллег, работающих вместе со спортсменами на тренировках и соревнованиях.

Подготовка

Кстати, перед тренировками и соревнованиями, лыжи готовят все те же специальные мастера. Помимо заточки кантов под определенными углами – иногда этот угол меняется по длине лыжи, и смазки, производится масса других «волшебных действий».

На скользящую поверхность наносится специальная насечка – разная для различных условий, которая обеспечивает отсутствие эффекта прилипания лыж к снегу при конкретной температуре, влажности и состоянии снега (размер кристаллов тоже крайне важен).

А сами лыжи, после нанесения смазки, помещаются в специальный термо-чехол, где выдерживаются многие часы при повышенной температуре. Это делается для того, чтобы смазка глубоко проникла в мельчайшие поры скользящей поверхности.

Старт на цеховых лыжах

Старт на цеховых лыжах

И у каждого мастера свои секреты подготовки лыж, которыми он никогда не поделится ни с журналистами, ни, тем более, с коллегами из других спортивных команд.

Элита спортцеха

Нужно отметить, что даже в группе FIS-лыж есть свое, внутреннее разделение. Выпускаются более массовые лыжи – так называемые Club Sport, для клубных команд, и совсем уж элитарные – для спортсменов, выступающих на Кубках Европы и мира.

Но и это еще не все! Для спортсменов элитной группы лыжи подбираются специально, на основе тестов. Во внимание принимаются малейшие особенности стойки, физическое состояние спортсмена, качество снега, а также крутизна и характеристики конкретной трассы.

А число пар лыж, которые спортсмен высшего уровня может использовать на протяжении сезона, может достигать пары десятков. Ведь кому-то при определенных условиях могут потребоваться лыжи, у которых носок на миллиметр уже, а пятка, наоборот, шире – и именно на таких лыжах он добьется максимально высокого результата.

Горные лыжи спортцех - выверенное прохождение трассы

Горные лыжи спортцех — выверенное прохождение трассы

При этом, несмотря на определенные отличия, абсолютно все лыжи уровня FIS, независимо от бренда – это продукция самого высокого качества. Вспомним знаменитого Bode Miller: в последние годы он выступал на лыжах Head, перед этим – на Atomic, а еще до этого – на Rossignol. И побеждал в крупнейших международных соревнованиях на лыжах всех трех производителей.

В большинстве случаев спортсмен переходит на лыжи другого бренда только из-за лучших условий контракта, а не качества или уникальности лыж.

А некоторые остаются верными одному бренду всю свою спортивную жизнь — например, великий лыжник Ingemar Stenmark свою мега-успешную карьеру откатал на лыжах Elan.

В магазинах

Для всех желающих приобщиться к горнолыжному спорту выпускаются модели с названием SL или GS, которые можно купить в спортивном магазине. И хотя они очень похожи на лыжи FIS, знайте: это абсолютно другие лыжи. И кататься на них смогут многие техничные любители, даже не выступающие в соревнованиях.

Ну а если очень хочется стать обладателем слаломных лыж FIS – что-ж, сейчас они стали доступны всем желающим. Другой вопрос – действительно ли это нужно лично вам. Ведь спорт для ведущих спортсменов мира это работа, к которой они готовятся много лет, тренируясь ежедневно по несколько часов под руководством лучших тренеров, так что их подготовка – и физическая, и техническая, отличается от подготовки «простых смертных» как небо от земли.

Всплываем!

Все, кислород кончился и пора всплывать!

Нет, одну секунду…

Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда подпишитесь на новые статьи и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!).

12 октября 2016 4067 0
Об авторе: Олег Кривцов

Основатель батискафа LETITSNOW.RU, поэтому блоггер. Амбассадор магазина Спорт-Марафон. Инструктор по горным лыжам. Гид по фрирайду. Основатель бренда Паудер (паудер.рф) - одежда для фрирайдера. Более 17 лет на горных лыжах, большую часть провел вне трасс. Выходит на трассы, чтобы помочь людям вставать на лыжи и радоваться жизни.

Коментарии: 0