Основные виды горнолыжных креплений

Существует четыре основных вида горнолыжных креплений. Разберем, чем они отличаются друг от друга. Заодно вы узнаете, какие ботинки используются в каждой группе креплений. В борт нашего батискафа билась легкая волна, все было готово к погружению. Мы стояли на мостике, освещенные закатом, и нетерпеливо всматривались в темные воды зимнего океана — нас ждали открытия. Прозвучала команда «Погружаемся!»


Для чего нужны горнолыжные крепления
Горнолыжные крепления выполняют две основные задачи:
- Передают на лыжи усилия для управления ими;
- Должны отстегиваться при вероятности травмы.
Чем жестче закреплен ботинок, тем точнее ведение лыжи во время катания. На первый взгляд, ботинки и так жестко пристегнуты к лыжам, но это только на первый. Ботинки находятся в постоянном движении относительно креплений. При несильных ударах, вибрации или скручивании ног крепления позволяют ботинкам смещаться из первоначального положения, тем самым амортизируя нагрузки. Затем ботинок возвращается в обычное положение.
Если появляется угроза получения травмы ног, например при падении, крепления должны вовремя отстегнуться. Чтобы они сработали в нужный момент, необходимо правильно выставить усилие DIN на передней и задней частях креплений. Чем выше значение DIN, тем большее усилие требуется приложить, чтобы крепления отстегнулись.
Нельзя выставлять и заведомо низкое значение DIN — лыжа может отстегнуться в самый неподходящий момент, например когда вы выписываете красивую дугу на глазах у завороженной публики (помните, горные лыжи — это спорт под названием «посмотрите на меня»?). Мало того, что вы ударите лицом в снег на людях, так еще и получите травму. Значение DIN должно быть выверенное. А выверить его лучше у специалиста надежного поката или горнолыжного магазина.
Примерное значение DIN можно получить на сайте dincalculator.com (англ.).
Если говорить обо мне, то у меня на трассовых и на лыжах для фрирайда выставлены разные значения DIN. Для трассы они выше.
Теперь подплываем ближе к основным видам горнолыжных креплений!
Горнолыжные крепления — классические
Нет такого понятия «классические крепления», это я придумал, чтобы отделить эту категорию. На Западе этот вид живет под именем Alpine Ski Bindings.
Это самый массовый сегмент горнолыжных креплений, в них катаются все: спортсмены, любители трасс, фрирайдеры, обитатели парков и многие другие. Чтобы угодить каждой группе катающихся, производители выпускают огромное количество модификаций, но это тема для будущего погружения.
Ботинки в «классических» креплениях зажаты намертво и постоянно.
Для таких креплений подходят все горнолыжные ботинки, кроме некоторых нишевых, о них читайте ниже.
Ценовой разбег в категории колоссальный, от 2000 до 30 000+ руб. — каждый подберет себе по карману и уровню катания. Дорогие крепления, как правило, — это спортивные, а дешевые, понятно, начального уровня.
Главный минус обычных горнолыжных креплений — они непригодны для восхождений на лыжах, для этого выбирают крепления для ски-тура.
Горнолыжные крепления для ски-тура — рамные
Рамными их называют потому, что передняя и задняя части соединены элементом, рамой. Рамы бывает различной конструкции — например, трубками различной формы в сечении.
Это крепления Salomon Guardian. Как они устроены и функционируют рассказывается в видео:
По сути, это «классические» крепления, но уже с возможностью поднять пятку ботинка над лыжей. Для чего? Для того, чтобы начать двигаться в гору! Теперь закреплен только носок ботинка, как на беговых лыжах, а пятка может двигаться в вертикальной оси.
Улыбнемся? Вот вам пример ребят, пытающихся заползти на гору на обычных креплениях:
Как только уклон горы немного подрос, у бедняг начались очень серьезные проблемы с ходьбой.
Для таких креплений все еще подходят обычные горнолыжные ботинки, но очень приветствуется наличие режима катание/ходьба. Без него смысл установки креплений для ски-тура полностью теряется.
У каждого производителя свой механизм ходьба/катание, но рычажок переключения всегда находится на задней части ботинка. После переключения верхняя часть начинает двигаться относительно нижней.
Рамными креплениями пользуются в основном фрирайдеры, ведь им приходится далеко (за пределы горнолыжных трасс) уходить в поисках глубокого и нетронутого снега.
Минусы рамных креплений для ски-тура:
- тяжелее и дороже классических;
- ботинок находится высоко над лыжами, требуется больше усилий для управления.
Вопрос с весом (но не с ценой) успешно решают механизмы следующей категории: крепления для ски-тура системы TLT.
Горнолыжные крепления для ски-тура — пиновые
Впервые такие крепления появились благодаря компании Dynafit, поэтому их еще называют динафитовскими. Несколько лет назад истек патент, и их изобретение начали использовать конкуренты. Другие названия: TLT (торговая марка Dynafit) и тековские (tech).
Пиновые крепления — это уже следующая ступень эволюции в снаряжении для ски-тура, совершенно другой метод соединения лыжи и ботинка. Причины появления этой разновидности — желание снизить вес креплений и приблизить подошву ботинка к поверхности лыжи, не снижая при этом удобство ходьбы. И производителям это удалось. Плата за шаг в сторону от горнолыжного мейнстрима — специальные, или адаптированные, горнолыжные ботинки (обычные не подходят) и высокая стоимость.
Ботинки с креплениями соединяются посредством четырех пинов (штырьков) — два спереди, два в задней части.
Поклонников таких креплений уже не назовешь обычными горнолыжниками. Они давно стоят на лыжах и, как правило, больше радуются движению вверх, чем спуску. А может, 50 на 50. Просто хотел сказать, что многим их не понять. Они готовы на большие траты ради уменьшения веса комплекта «лыжи-крепления-ботинки», лишь бы забираться дальше, выше, быстрее.
К минусам пиновых креплений, помимо цены и специальных ботинок, можно отнести трудности во время пристегивания ботинок. На первых креплениях надо было ювелирно совмещать маленькие отверстия на ботинках и штырьки. Со временем попадать в крепления стало легче — появились направляющие. Но в начале использования все равно потребуется терпение и сноровка. Особенно при катании вне трасс, когда операция проходит в глубоком снегу, где нет твердой и плоской поверхности.
Кардинальное отличие пиновых креплений от классических и фреймовых заключается в механизме отстегивания ботинок при опасных перегрузках. У всех пиновых (кроме Diamir Vipec 12) срабатывает пятка (задняя часть), а носок после этого пассивно высвобождается. Это усилие высвобождения носка не регулируется, а только есть возможность отключения на подъеме (для исключения случайного срабатывания на подъеме). К сожалению большинство лыжников на спуске не переключают на катание, а едут в положении подъем, т.е. с отключенным срабатыванием. Это обусловлено тем, что на спуске возникают слишком большие усилия, ведущие к срабатыванию (ТЛТ разрабатывался еще тогда, когда не было широких лыж).
А после загульного апре-ски накануне без успокаивающих нервы и стабилизирующих движения 150 граммов попадание в крепления может вообще стать невыполнимой миссией. Придется просить помощи у окружающих. Так что если решитесь на покупку пиновых креплений, готовьтесь к трезвой жизни в горах.
Рекламное видео пиновых креплений компании G3:
Горнолыжные крепления для телемарка
Горнолыжные крепления для телемарка — это редкость, как и сами телемаркеры. Во всяком случае в наших краях. В Норвегии, на родине этого стиля катания, возможно, их больше.
Бывает, проходят недели в горах, а они так и не появляются на горизонте. Но если вы вдруг увидите человека, который каким-то угловатым способом передвигается по склону, знайте: вот он. Этот стиль катания вприсядку ни с чем не спутаешь!
На видео видно, насколько просты в конструкции крепления для телемарка. Это же является преимуществом — они невероятно надежны. Такие крепления называются 75-миллиметровыми.
Если в ски-туровских креплениях пятка должна быть свободной — чтобы двигаться на лыжах вверх, то в телемарке это необходимо и для спуска.
Для таких креплений нужны особые ботинки. Явные визуальные отличия от других ботинок — «гармошка» в области подъема ноги и длинный выступающий «язык» подошвы в носке — плюсна (см. фото внизу).
Кстати, в телемарке прогресс тоже не стоит на месте — крепления усовершенствуются. На картинке с ботинком (где упоминается «гармошка) изображен принципиально новый механизм крепления — без задней части. Это крепления NTN — New Telemark Norm, «новая норма телемарка».
Сравните:
Выделенный на картинке элемент захватывает переднюю часть подошвы, оставляя пятку свободной. Такие крепления требуют специальных ботинок:
Смотрите: плюсна совершенно другая, но «гармошка» все та же.
Больше узнать об этом удивительном стиле катания и снаряжении для него можно на сайте телемаркеров telemark.ru.
Заключение
Вот, пожалуй, и все. Это было недолгое, но познавательное путешествие в один из уголков обширного горнолыжного океана. Ландшафт дна постоянно меняется, и мы уверены, что через 10 лет мы его не узнаем. А это значит, что для нашего изыскательного аппарата LETITSNOW.RU всегда найдется работа — проливать свет на неизведанные глубины подводного горнолыжного мира.
Как всегда, просим дополнять материал комментариями, ведь именно ваша обратная связь дает нам понимание, куда плыть в следующий раз.
Всплываем…, нет, одну секунду…
Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда подпишитесь на новые статьи и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!).

