Горнолыжные крепления: как выбрать и принцип работы

Горнолыжные крепления созданы для того, чтобы как можно точнее передавать команды человека на лыжи посредством давления ног на ботинки. Тогда они едут туда, куда надо. Вместе с правильно подобранными ботинками у них это здорово получается.

Одновременно крепления «следят» за безопасностью ног. Как только возникает опасность получения травмы, например, при падении, они тут же освобождают ноги из лыж.

Местами загорелые (из-за горнолыжных масок) лица экипажа нависли над схемами конструкций креплений. Капитан озадаченно сдвинул шлем на глаза, почесал затылок сломанным ски-стопом и пробурчал: «Эти чертовы крепления, будь они неладны, стали слишком сложными штуками, пора снаряжать экспедицию!

Эй, на берегу, кто хочет получше узнать про горнолыжные крепления? Давай на борт, мы уходим!»

Основные части горнолыжных креплений

Конструкция горнолыжных креплений

Конструкция горнолыжных креплений

Все горнолыжные крепления состоят из передней головки и задней пятки. На обеих частях есть механизмы регулировки усилий срабатывания DIN с цифровыми шкалами.

Значение усилия срабатывания (какой тяжелый для восприятия набор из трех слов!) – это цифра на шкале креплений, соответствующая определенной нагрузке, при которой нога (ботинок) освобождается из крепления. То есть крепление срабатывает. Чем выше это значение, тем больше сил надо приложить, чтобы крепление сработало. 

Все крепления снабжены ски-стопами – лыжными тормозами, благодаря которым отстегнувшаяся лыжа (обычно) не уезжает далеко. Ски-стопы врезаются в склон, и она останавливается.

Многие модели оснащены платформой с «рельсами», по которым (при помощи специального механизма) передвигаются обе части крепления для регулировки под размер ботинка.

Это общая картинка, теперь давайте разберемся детально.

Как работают горнолыжные крепления

Передняя головка прижимает носок ботинка к лыже спереди. Когда нагрузки на ногу становятся травмоопасными, крепление высвобождает ботинок. Если нагрузки неопасные, то крепление смягчает их, давая возможность ботинку отклоняться от центрального положения.

Работа передней головки

Посмотрите, как работает передняя головка:

Помимо двигающихся черных «щечек», на видео изображена так называемая антифрикционная пластина, которая сдвигается влево/вправо при возникновении боковых нагрузок на ноги. О ней речь пойдет ниже.

На картинке ниже стрелками показаны направления нагрузок на ноги, при которые крепления срабатывают:

Направления нагрузок на ноги, которые могу привести к срабатыванию креплений

Направления нагрузок на ноги, которые могут привести к срабатыванию креплений /источник фото

На картинке показаны три стрелки, но не хватает еще одной — вверх. Ниже, на примере креплений Tyrlia, показана работа передней головки современных креплений — она двигается не только в горизонтальной плоскости, но и вертикальной, что позволяет освобождать ноги при падении назад.

Работа задней части креплений

Задняя часть (пятка) фиксирует ботинок сзади, в остальном выполняет те же функции, что и передняя.

Если крепление сработало, волноваться не надо,  вы тут же пристегиваете лыжи обратно, предварительно отдышавшись и удостоверившись, что все части тела целы. Просто опустите пятку вниз, если она осталась застегнутой (сработала передняя головка) и снова вщелкните ботинок.

На трассе часто можно видеть новичков, которые безрезультатно пытаются вставить ботинок в крепление с поднятым задником. У них это впервые и им никто не объяснил, что надо сделать. Если вы заметите бедняг, не проезжайте мимо, ведь вы теперь знаете отгадку. Вам будут очень благодарны.

На картинке видно, что при падении задники на лыжах остались в верхнем положении, их необходимо будет опустить.

Горнолыжное падение - крепления отвечают за здоровье ног

Горнолыжное падение: крепления отвечают за здоровье ног

Другие технологии в креплениях

Помимо фиксации ботинка и точного срабатывания, крепления должны обладать дозированной эластичностью. То есть при неопасных нагрузках позволять ботинку немного смещаться относительно лыжи влево/вправо, каждый раз возвращая его в исходное положение (помните видео сверху?).

Но и это еще не все.

Зажатый в креплениях ботинок может помешать средней зоне лыжи прогибаться в точном соответствии с замыслом конструкторов. Поэтому в креплениях используются хитрые системы, которые и обеспечивают свободный прогиб лыжи.

Но и на этом тонкости не заканчиваются.

В креплениях используются механизмы, которые не только позволяют лыже под ботинком прогибаться свободно, но и компенсируют неизбежное сближение пятки и передней головки при сильном прогибе. Мы хотим сказать, что связка лыжа-крепления-ботинок это «живой» механизм, а наглухо сколоченная и завинченная конструкция.

Вот о чем речь:

Видео: «умные» крепления знают, что это нормальная работа лыжи, и ботинки не «выстреливают».

Сегментация креплений

Если все так, то каждому горнолыжнику захочется иметь надежные, точные, навороченные и долговечные крепления. Но это будет дорого. Однако конструкторы нашли решение: не всем из нас необходимы сразу все функции в полном объеме.

У спортсменов требования одни, у активно катающихся – другие, у девушек-новичков – третьи, а у детей – четвертые. Разные нагрузки, условия эксплуатации, физическая форма лыжников, скорость спусков, наконец вес.

Соответственно, каждый бренд выпускает серии креплений для горнолыжников различного уровня и для разных вариантов катания. Честно оцените свой уровень владения лыжами и расскажите к продавцу – он подберет вам нужные крепления.

Производители горнолыжных креплений

Основными производителями горнолыжных креплений являются:

Еще надо знать, что крепления под марками Elan, Head и Fischer выпускает упомянутая Tyrolia. А под марками Blizzard, K2, Nordica и Volkl – Marker.

Независимо от бренда все выпускаемые лидерами индустрии крепления обеспечивают надежное срабатывание. А для упрощения выбора подавляющее большинство лыж еще на фабрике комплектуются наиболее подходящими креплениями и продаются комплектами.

Если лыжи и крепления продаются отдельно, то в каталогах (а не прайс-листах магазинов) производители часто указывают, какие модели креплений лучше всего будут работать с конкретной моделью лыж.

Чтобы можно было отрегулировать крепления в соответствии с длиной подошвы ваших ботинок, крепления устанавливаются на специальные платформы-основания с системами регулировки.

Шкала усилий срабатывания DIN

Если вам необходимо купить крепления отдельно или выбрать из предлагаемых вариантов, главный параметр – усилие срабатывания (цифра на шкале), которое измеряется в единицах DIN.

Установленное усилие видно на шкалах, расположенных на передних головках и пятках креплений. Обычно нужное значение выбирается с помощью отвертки, но новичкам лучше это делать в магазине или в горнолыжной мастерской. И для этого потребуется хотя бы один ботинок, в котором вы будете кататься.

 

Передняя часть горнолыжных креплений и шкала DIN

Передняя часть горнолыжных креплений и шкала DIN

На данной картинке шкала DIN – 4–13.

Если вы новичок, то, завидев шкалы DIN 8-16, 10-18, вы должны от них отшатнуться, такие крепления для агрессивно катающихся. Когда придет время покупать такие, в уже будете многое знать о горнолыжном спорте.

Необходимое вам усилие DIN можно приблизительно определить по следующей методике. Разделите свой вес на десять. Например, ваш вес 80 кг, значит, начальная цифра 8. Отнимите примерно 20% (в нашем примере останется 6,5) и при помощи отвертки установите метки на всех четырех шкалах на эту цифру.

Для начинающих и пожилых лыжников нужно снизить усилие еще на 10% от полученного показателя – до 6. Если крепления будут отстегиваться при обычном катании, постепенно увеличивайте усилие одновременно на всех шкалах по ¼ деления.

Выбирайте крепления так, чтобы ваше значение DIN располагалось по центру шкалы, а не близко краю. Так будет правильно. 

И учтите: даже если ваш вес переваливает за центнер, затягивать крепления на цифру «10» крайне не рекомендуется – слишком опасно. Не надо думать, что у вас железные ноги и они выдержат любые нагрузки.

Более точно можно установить усилие срабатывания по приведенной ниже таблице, в которой учитывается и еще один важный параметр – длина подошвы ботинка.

Параметры выставления усилия срабатывания креплений (DIN)

Параметры выставления усилия срабатывания креплений (DIN)

Запомните, что у горнолыжных ботинок разных производителей часто разная длина подошвы, даже при одинаковом размере ноги. Это значит, что если во время катания вы захотите поменяться лыжами с Машей, у которой тоже 35-й размер, то далеко не факт, что ваши ботинки подойдут к ее креплениям. В большинстве случаев крепления необходимо подгонять под новый размер. Иногда, может понадобиться отвертка, но не всегда:

И если вы все же поменялись лыжами, то обязательно проверьте значение DIN. Оно может не подходить под ваш стиль катания и вес – крепление сработает и освободит ботинок в самый неподходящий момент, а это угроза травмы. Тут уж без отвертки не обойтись.

Примерные диапазоны усилий

  • Для самых маленьких детей – 0,5-2,5 DIN
  • Детские – 0,75-4,5 DIN
  • Юниорские – 2-6 (2,5-7) DIN
  • Простые модели – 2,5-9 DIN
  • Универсальные модели – 3-10 (3,5-11) DIN
  • Для экспертов и райдеров – 4-12 (6-14) DIN
  • Для спортсменов – шкала до 16 DIN и выше

Как выбрать горнолыжные крепления

Поскольку не всем горнолыжникам необходимы самые сложные, самые мощные, а значит, и самые дорогие крепления, производители выпускают несколько групп продукции. Каждая – с набором механизмов и технологий, которые максимально подходят определенной группе катающихся.

Бюджетные крепления – для начинающих

Горнолыжные крепления без платформы

Горнолыжные крепления без платформы начального уровня

 

Горнолыжные крепления с платформой

Горнолыжные крепления с платформой

Достаточно легкие бюджетные модели выпускаются для тех, кто катается на низкой и средней скоростях. Такая конструкция спасает от травм при падениях, которые характерны для начинающих горнолыжников: они падают назад или назад-набок, в этом случае возникает опасная скручивающая нагрузка на ногу. Ботинок освобождается из передней головки, перемещаясь вбок или вбок-вверх по специальной скользкой антифрикционной пластине.

Крепления для опытных райдеров

Несколько сложнее и мощнее крепления для более опытных горнолыжников. Это наиболее массовая группа креплений, в более прочную конструкцию которой уже входят механизмы, срабатывающие и при падениях вперед – например, в мягком рыхлом снегу или на леденистой трассе.

В таких креплениях уже меньше пластика и больше металла, что делает их более надежными по сравнению с предыдущей категорией.

Горнолыжные крепления

Крепления для продвинутых горнолыжников

Крепления для спортсменов

Еще сложнее и мощнее крепления для фрирайдеров и профессиональных спортсменов. В них используется металлическая рама или вообще вся конструкция полностью сделана из металла. Применяются более сложные антифрикционные механизмы в передней головке и системы гашения вибраций и амортизации ударов.

Спортивные горнолыжные крепления

Спортивные горнолыжные крепления Salomon серии LAB

Детские горнолыжные крепления

Отдельная группа креплений – для детей и юниоров. В зависимости от специализации и веса юного лыжника используются различные материалы и конструкции, которые, как и у взрослых, могут быть простыми и сложными.  Иногда это рассчитанные на меньшие нагрузки версии мощных моделей для взрослых.

Разумеется, такие крепления отличаются и размерами, ведь детские ботинки меньше, чем взрослые.

Спортивные горнолыжные крепления

Детские горнолыжные крепления

Внимательно и вдумчиво читайте описания креплений на сайте производителей. Такие слова как «агрессивные», «спортивные», «гоночные (рейсовые)» будут означать, что перед вами не модели для начинающих. 

Крепления для ски-тура (бонус)

Есть целый класс горнолыжных креплений для ски-тура, который представлен двумя видами конструкций. Первый — это пиновые крепления, и они к нашему обзору имеют мало отношения, так как требуют специальных ботинок. Если вы о них ничего не знаете, то посмотрите видео — для расширения горнолыжного кругозора. Лично я всегда смотрю на такие разработки с благоговением!

А вот о втором виде знать точно надо — это рамные крепления. Если не погружаться в детали (мы и так уже погрузились глубоко!), то это обычные крепления (описанные выше), но посаженные на специальную раму (отсюда название).

Такие крепления подходят как для ходьбы на лыжах вверх, так и скатывания. Эти характеристики важны для тех, кто катается вне трасс и вдали от подъемников.

На этом 2-минутном видео показана разница между пиновыми и рамными креплениями:

Это вам для информации. Покупать такие крепления на начальном сроке катания нецелесообразно — дорого.

Установка креплений

Установка горнолыжных креплений – слишком важный процесс, чтобы выполнять его самостоятельно, особенно если вы новичок. Лучше доверить это специалистам, ведь речь идет о здоровье ваших ног. Не забудьте прихватить один ботинок – он понадобится при установке креплений.

К вашему сведению, каждый серьезный магазин предлагает бесплатную установку креплений сразу после покупки комплекта (лыжи + крепления). Помните об этом.

Всплываем!

Надеемся, нам удалось рассеять тот мистический туман вокруг горнолыжных креплений, в котором мы начинали наше путешествие. И теперь вы знаете, как купить то, что вам действительно нужно и подходит, а не то, что вам пытаются впихнуть нерадивые продавцы в непутевых магазинах.

Помните: у большинства из нас нет необходимости в мощных и дорогих креплениях, ведь в основной массе мы – любители.

Что еще почитать на тему горнолыжных креплений на сайте:

Всплываем…, нет, одну секунду…

Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда подпишитесь на новые статьи и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!).

 

16 сентября 2016 7770 0
Об авторе: Олег Кривцов

Основатель батискафа LETITSNOW.RU, поэтому блоггер. Амбассадор магазина Спорт-Марафон. Инструктор по горным лыжам. Гид по фрирайду. Основатель бренда Паудер (паудер.рф) - одежда для фрирайдера. Более 17 лет на горных лыжах, большую часть провел вне трасс. Выходит на трассы, чтобы помочь людям вставать на лыжи и радоваться жизни.

Коментарии: 0